ЛЮБИТЬ И ПОЗНАВАТЬ, или что такое базовые потребности

Group of college students in the university amphitheatre, they are sitting and listening to a lecture. [url=http://www.istockphoto.com/search/lightbox/9786738][img]http://dl.dropbox.com/u/40117171/group.jpg[/img][/url]

Все мы ежедневно общаемся с людьми, будь то родственники, друзья, коллеги или малознакомые персонажи. Все мы так или иначе взаимосвязаны — даже если это мимолетная встреча, мы оставляем след в жизни друг друга, хотя часто этого не замечаем и не осознаём. Что уж говорить о долгосрочных отношениях, которые длятся годами и десятилетиями.

В отношениях редко всё бывает гладко — как правило, у каждого есть свои «крючки», которые зацепляются то за одно, то за другое. Так возникают конфликты — это необязательно открытое «выяснение отношений», очень часто этот конфликт остаётся внутри и так и не проецируется наружу. Как бы то ни было, любой конфликт — как внутренний, так и внешний, несёт в себе негативный эмоциональный заряд. Конечно, часто это лишь следствие интервенций, но бывает, что вопрос лежит на более глубоком уровне.

Каждый человек — независимо от возраста, пола, расы, класса и др. — наделён от рождения двумя основными способностями: любить и познавать. Эти способности одновременно являются и потребностями, которые в определённые возрастные периоды требуют своего удовлетворения.

Способность любить формируется в первые годы жизни, когда весь мир ребёнка состоит только из ближайшего окружения — мамы, папы, других близких родственников и самого ребёнка. Это чисто эмоциональная сфера, во многом она довербальна, поэтому мы даже не всегда можем проговорить какие-то вещи, которые к ней относятся. Самое большое значение здесь имеют два компонента: способность активно ощущать эмоции (любить) и способность признавать и принимать выражение эмоций от других людей (быть любимым). Раз­витие способности любить формирует такие первичные способ­ности/потребности, как принятие, доверие, контактность, вера, надежда и др.

Способность познавать формируется на базе передачи знаний, и активное её становление происходит уже на стадии социализации, то есть когда ребёнок идёт в детский сад. Это когнитивная сфера, и мы практически всегда можем называть и обозначать какие-то вещи, которые к ней относятся. Особо важное значение здесь имеют дополняющие друг друга компоненты — учиться и учить, то есть приобретать опыт и передавать его другим.

Поскольку эти способности — ещё и потребности, их формирование и удовлетворение оказывают огромнейшее влияние на личность, характер и поведение. В зависимости от того, насколько развиты эти базовые способности и насколько удовлетворены эти базовые потребности в детстве, можно определить свой тип и понять, что с этим делать (если, конечно, хочется). Итак.

shema-tipov

Если мощно развита способность любить (и, соответственно, есть огромная потребность быть любимым), но слабо развита способность познавать, то формируется интуитивный тип. С эмоциональной сферой в этом случае или порядок, или перебор, а вот с когнитивной туговато — страдает логика, внятность и, соответственно, в целом понятие результата.

Если мощно развита способность познавать (и, соответственно, есть огромная потребность передавать опыт познания), но слабо развита способность любить, то формируется рациональный тип. В этом случае картина обратная — потрясающие когнитивные способности и потребность в логике, порядке, понятности и достижении результата компенсируются очень скудной эмоциональностью и невозможностью испытывать и проживать эмоции.

Если слабо развиты обе способности, то формируется сомневающийся тип. Картина здесь чуть печальнее, чем в предыдущих случаях, ведь такому человеку постоянно нужно руководство — как в эмоциональном плане, так и в рациональном. В силу этого такие личности часто вступают в зависимые отношения, поскольку сами не могут полноценно реализовать свои способности и удовлетворить свои потребности в любви и познании.

Если хорошо развиты обе способности, то формируется адекватный тип. Это очень приятные люди, у которых хорошо «прокачаны» и эмоциональная, и когнитивная сферы. Им в принципе не нужна особая поддержка ни в плане чувств, ни в плане рациональных вещей, а с точки зрения развития — они всё могут делать сами, им достаточно лишь один раз чему-то научиться. Отношения с этими людьми определённо приятны, потому что в них нет зависимости — они строятся на здравом смысле и настоящей любви.

Вот такая картина. Собственно, что с этим делать — тоже вполне понятно. Интуитивному типу стоит проработать когнитивную сферу (логика, порядок, внятность, результат), рациональному — эмоциональную сферу (чувства, проговаривание переживаний). Сложнее сомневающемуся типу, ему нужно работать в обе стороны, а адекватный тип и без того наслаждается жизнью, поэтому можно особо не заморачиваться.

Как бы то ни было, в своём развитии и в процессе обретения опыта, базовые способности любить и познавать превращаются в некие актуальные способности, которые понятны практически каждому (например, пунктуальность, вежливость, бережливость, доверие, принятие и др.). И именно они являются содержанием, сутью возникающих конфликтов — будь то явный конфликт между людьми или внутренний конфликт, о котором не знает никто, а порой и сам человек не в курсе. Актуальные способности — это конфликтные потенциалы, которые можно описать как некие социальные нормы, и мы зачастую требуем или ожидаем, чтобы все люди поступали в соответствии с теми социальными нормами, которые актуальные для нас. Вот тебе и конфликт. Читай дальше — что это такое и почему мы такие дырявые.

А если тебе уже хочется стать тем, что называется «адекватный тип», тогда тебе на курс «Жизнь со знаком плюс: любить и познавать».